[На главную] [Иллюстрации] [Фото] [Обложка] [Текст] [Диск] [Рецензии и отзывы] [История создания] [Гостевая] [Ссылки] [Где купить?]


КОЛЕСО В ЗАБРОШЕННОМ ПАРКЕ

Синопсис фильма



Поезд-призрак Римский вокзал, лето 1913 г. Удар в колокол. У перрона останавливается трехвагонный поезд. Паровозный гудок, клубы пара. Веселая богатая публика рассаживается по вагонам. Среди хорошо одетых людей в костюмах начала века мы видим мальчишку в современных шортах и майке. Но на него никто не обращает внимания.

Поезд отправляется. Веселье и пение в одном из купе. Вдруг, когда поезд ныряет в тоннель, в купе заходит молодой человек с ларцом в руках. С таинственным видом он открывает ларец – там лежит череп. Всеобщая паника. От черепа струится желтоватый дым, который застилает все.


Пограничник с собакой

Москва, лето 2005 г. Мальчишка – Саша Буркасов, по прозвищу Бурик – просыпается в вагоне метро в ужасе от только что виденного сна. Он выходит на станции "Площадь Революции", подходит к скульптуре пограничника с собакой. Гладит натертую собачью морду, и вдруг бронзовая собака поворачивает к нему голову, зевает.


Титры фильма.


Балкончик на мосту

Бурик знакомится с Добрыней (Доброславом) – своим ровесником. Действие происходит на маленьком балкончике, который прилепился к тонкому железнодорожному мосту над шлюзом на канале им. Москвы. Начало лета. Место очень красивое – водная гладь, молодая зелень, вдали над лесом виднеются два церковных купола. Медленно поднимается баржа в шлюзе. Изредка проносятся электрички, ветер ерошит мальчишкам волосы – и снова тишина, солнце…

Балкончик на мосту

Мальчишки быстро находят общий язык – оба они романтики, их объединяет пристрастие к прогулкам по заброшенным рельсам, старым паркам, домам, обреченным на слом, – всему тому, что когда-то служило людям, а теперь оставлено, но живет какой-то своей странной жизнью. И непреодолимая потребность прикоснуться к Вечности, вопреки страху, что накажут дома за позднее возвращение. Мальчишки отправляются на поиски таких мест и начинают с ВДНХ – воплощения загадочной романтики. Они пробираются в старый Зеленый театр, настолько заброшенный, что целый лес пробился сквозь сломанные прогнившие кресла зрительного зала. В театре настолько ощущается присутствие "призрака оперы", что они в страхе убегают.

Много таинственного встречается им на дороге – сухие фонтаны и в них скульптуры как будто живые, узкая заасфальтированная тропинка в лесной чаще, одиноко горящий семафорик на заброшенном пути, в конце которого их ждут россыпи земляники, выросшей прямо между старых шпал.


Собор св. Марка Прогулка Бурика и Добрыни перемежается историями из детства итальянского композитора XVIII века Антонио Виральдини. Венеция 1716 г. Собор св. Марка. Десятилетний Антонио молится в капелле св. Анны Павийской. Загадочная встреча Вдруг ему кажется, что сзади кто-то стоит. Обернувшись, он застывает – у входа стоит сама Анна – лицо женщины в точности такое, как изображено на фреске. Ни слова не сказав, она уходит. Но выйдя из собора, Антонио вновь встречается с Анной. Она объясняет, что служила моделью для образа, и приглашает Антонио в свой дворец поиграть на клавесине. Роскошный сказочный дворец, анфилады комнат, дорогой старинный инструмент. Послушав игру Антонио, Анна обещает, что заветная мечта его – продирижировать мессой в Соборе – исполнится.

Сцены старинной Венеции, занятия музыкой с учителем Карло Тортора. Купание мальчишек в лагуне, тщетные поиски сказочного дворца… И наконец Антонио дирижирует мессой учителя – золотое убранство огромного Собора, слаженное и сочное звучание хора и оркестра, вдохновение Антонио, слезы умиления на глазах слушателей.


Стас и ВовкаМосква, лето 2005 г. Историки 30-летний Стас Наумов и студент Вовка Шубов вынуждены помогать ФСБ в проведении странного расследования. Им приходится детально изучить творчество знаменитого в свое время, но забытого на 300 лет композитора Антонио Виральдини, в нотах которого зашифровано некое Тайное Знание.

Во всем мире наблюдается неожиданный всплеск интереса к творчеству Виральдини – найдены ноты утерянной оперы-оратории "Ликующая Руфь". Из телевизионных новостей Стас и Вовка узнают, что в Вене обнаружено захоронение Виральдини. Но в могиле не оказалось черепа.

Антонио ВиральдиниВместе со Стасом и Вовкой мы узнаем историю Антонио-взрослого: тайная любовь к Анне, принятие монашеского сана и вступление в орден хранителей-Сальваторов, братья которого доверяют ему Тайное Знание, работа в приюте для музыкально одаренных мальчишек, оглушительный успех опер, в которых главные партии поет Анна (она совсем не меняется с годами).

В Пизе должна состояться премьера "Ликующей Руфи" – репетиции идут полным ходом. Но обывателям не дает покоя цветущий вид Анны и ее близость с Антонио – по городу ползут слухи, что в арии Руфи скрыт секрет вечной молодости.

Духовные власти запрещают постановку, закрывают музыкальный приют, начинается травля композитора. Вместе с Анной Виральдини перебирается в Вену, где они живут в крайней бедности. В возрасте 36 лет Виральдини умирает при загадочных обстоятельствах.


Тайна старого вагонаМосква, середина лета. Бурик и Добрыня находят отдельно стоящий брошенный вагон. Внутри темнеет гусеничная машина, напоминающая танк без башни. Поколебавшись, мальчишки залезают внутрь и, устроившись в кабине, начинают рассказывать страшные истории. Вдруг снаружи раздаются голоса. Рассказ Бурика обрывается на полуслове.

Мальчишки слышат разговор двух мужчин, из которого понимают, что за ними охотится оккультная секта "Двенадцати голов". В разговоре неизвестных звучит слово "койво". Говорят про поезд-призрак, и что достать из него череп может только ребенок.

Вдруг вагон начинает ехать. Перепуганные мальчишки выскакивают из танка и сквозь неплотные доски видят, что вагон уже мчится полным ходом. Обнаруживают тамбур, переходят в следующий вагон, за ним следующий… Вагонов много, все они разных эпох и все пустые.

Ларец с черепомВ богатом купе совсем древнего вагона на столе они обнаруживают ларец, открывают – там череп. В этот момент поезд останавливается. Мальчишки выпрыгивают из поезда, оглянувшись, видят, что это был трехвагонный поезд со старинным паровозом. Они мчатся сломя голову, причем Бурик не выпускает из рук череп. За ними гонятся представители сразу двух "сект" – адепты культа "Двенадцати голов" и монахи ордена хранителей-Сальваторов. Мальчишки замечают преследование и загнанно мечутся.

Адепты культа "Двенадцати голов" успевают первыми – Бурик натыкается на пистолет, направленный прямо ему в грудь. Бурик отдает череп. Появляется громила со шрамом, хочет убить мальчишек. Им на помощь приходят Сальваторы. Всеобщее побоище, во время которого мальчишки потихоньку удирают.

Когда опасность остается позади, Бурик и Добрыня решают, что главное для них сейчас – держаться друг друга.


Центр Чизанелли, Италия 2005 г. Секта "Двенадцати голов" охотится за Тайным Знанием, зашифрованным в опере-оратории "Ликующая Руфь". В секте готовится перенос Антонио Виральдини из прошлого в наше время. На его место в прошлое должен уйти эксцентричный московский музыковед Харченко, он сидит перед компьютером у себя дома.

Сцена убийстваВена, 1741 г. Виральдини в своем доме играет только что придуманную музыку. Анна подходит сзади и вонзает кинжал ему в спину.

Центр Чизанелли 2005 г. Магистр секты "Двенадцати голов" в сердцах бьет по клавишам компьютера: она убила его, эксперимент сорван! На вопрос "кто убил?" устало отвечает, что Анна – дьяболина – женщина, которая никогда не стареет и может свободно перемещаться во времени.

Венеция 1716 г. Мальчику Антонио Анна гадает на свечах и блюде с водой, и вдруг свет меркнет в его глазах.

Центр Чизанелли 2005 г. В кабинет Магистра вбегает служитель с криком: "Он жив!" – "Кто?" – "Антонио Виральдини!!"

Москва 2005 г. Квартира Харченко в полном беспорядке. Все как будто разбросано взрывом. Обгоревший монитор, из которого торчит нижняя часть туловища Харченко.


Колесо в заброшенном паркеБурик и Добрыня в старом парке близ станции Манихино-3 находят остов давно заброшенного колеса обозрения. Голые спицы без кабинок торчат по кругу большого диска, кажущегося черным на фоне заходящего солнца.

Из-за пустяка мальчишки ссорятся. Бурик уезжает в Москву, а Добрыня остается в парке, качается на старых каруселях, залезает на колесо… Расстроенный, он не замечает, как проходит время, и опаздывает на последнюю электричку.

Добрыня решает возвращаться в Москву пешком по рельсам. На железнодорожном мосту его останавливают охранники. Сжалившись, они отводят его переночевать к настоятелю войскогого храма отцу Леониду. Добрыня рассказывает священнику свою историю, и тот говорит, что койво – это ребенок с необычными, до конца не исследованными способностями. И, судя по всему, один из мальчишек – Бурик или Добрыня – является койво.

На следующий день отец Леонид отвозит мальчика домой. Но по дороге он заезжает по делам, просит Добрыню посидеть в машине. Когда священник уходит, мальчик выходит из машины, и тут его задевает бежевый мерседес, который сразу же уезжает на огромной скорости.

Случайно оказавшиеся рядом Стас и Вовка оказывают помощь Добрыне. Происходит знакомство героев. Возвращается отец Леонид, который просит Стаса и Вовку помочь охранять мальчишек.


Пограничник с собакойБурик с Добрыней на своем любимом балкончике. Они помирились. Затем мальчишки спускаются в метро. Бурик показывает Добрыне странные места метро – храмовую архитектуру станций "Курская", "Парк Культуры", наконец, собаку на "Площади Революции". Мальчишки держатся за морду собаки, клянутся больше никогда не ссориться.


В Москву приезжают хор и оркестр Ла Скала, дают концерт "Ликующей Руфи" в Московской консерватории. Удается достать одно приглашение, и Вовка идет на концерт. Руфь поет сама Анна! Звучит ария Руфи,
лейтмотивы которой сопровождают нас на протяжении всего фильма.


Однажды утром Бурик в каком-то наваждении уходит из дома, едет на электричке в Манихино-3, идет в заброшенный парк, подходит к колесу. Неожиданно колесо начинает вращаться, а затем совсем исчезает – Бурик совершает переход в пространстве и оказывается в центре Чизанели в Пизанских горах. Магистр секты "Двенадцати голов" встречает Бурика и говорит, что только он может помочь. Бурик знакомится с мальчиком Антонио Виральдини, перенесенным из прошлого. Магистр умоляет Бурика отдать свой дар койво Антонио – иначе тот умрет. Бурик обещает подумать.

Потеряв Бурика, Добрыня почему-то идет в метро к собаке на "Площади Революции": что же ты не уберегла? И вдруг тумба с собакой отодвигается. Добрыня ныряет в образовавшийся лаз. Тумба придвигается обратно. Паника на станции.

Люди в капюшонахДобрыня становится свидетелем культового обряда "Двенадцати голов" в пустом вестибюле метро. Добрыню замечают, погоня. Его ловят и бросают в темницу.


Магистр Центр Чизанелли, Италия. Бурик и Антонио пытаются бежать. Бурик искривляет пространство, и они попадают в камеру, где заключен Добрыня. В дверях появляется Магистр. Он говорит, что включена Генеральная Блокада, и они не смогут вырваться. Но зато теперь они все вместе!


Визит СальваторовДля продолжения расследования ФСБ отправляет Стаса и Вовку в командировку в Италию. В Венеции к ним приходят монахи ордена Сальваторов, от которых Стас и Вовка узнают, что мальчишки похищены сектой "Двенадцати голов". Стас отправляется в Пизу на выручку, а у Вовки назначена встреча с Анной. Эта встреча чуть не стоит ему жизни.


Мальчишки в пленуЦентр Чизанелли, Италия. Мальчишкам удается бежать. В подземных катакомбах Антонио становится совсем плохо, и Бурик отдает ему свой дар койво. Мальчишки находят выход. Их встречает Стас, подоспевший вовремя – они еле успевают отбежать, как подземные воды затопляют Чизанелли.

Появляется Анна в вечернем туалете, резко диссонирующим с окружающим горным пейзажем. Она требует, чтобы ей отдали маленького Антонио. На выручку приходит монах Сальватор. Он открывает Гиперборейское зеркало – талисман, убивающий дьяболину. Анна исчезает. Она переносится в оперный театр и очень эффектно погибает на сцене.


Италия, Пизанские горы. Трое мальчишек – Бурик, Добрыня, Антонио – и Стас идут под звездным небом по заброшенному пути, который неожиданно выводит их из Италии прямо в Москву.


Москва. У Вовки дома. Мальчишки листают журнал с видами Венеции, взрослые решают, что делать с Антонио. Стас решает его усыновить.

Мальчишки едут в Манихино-3. В парке они колеса не находят – никаких следов, только пустая поляна на том месте, где оно раньше стояло. Мальчишки едут в Щербинку, и там их ждет неожиданный подарок – в железнодорожном музее они знакомятся с "паровозной" командой, восстановившей настоящий паровоз. Мальчишкам разрешают залезть на паровоз, погудеть и даже катают на нем. Паровоз, выпуская клубы пара и поминутно гудя, бежит по перелеску, чумазые мальчишки выглядывают из кабины машиниста. Они счастливы.

Паровоз в Щербинке


Предварительный кастинг:


Тортора – Ю. Яковлев

О. Леонид – М. Боярский

Магистр – О. Табаков

Харченко – К. Хабенский

Стас – С. Жигунов

Вовка – В. Кирюхин

Анна – А. Волочкова

Описание героев

Тайна старых рельсов


Ария Руфи должна играть значительную роль в фильме «Колесо в заброшенном парке». Возможно, это даже будет в некотором роде «фильм одной арии».


Начало арии сочинено Антонио Виральдини еще в детстве.

Вечером накануне дирижирования мессой в соборе Св. Марка десятилетний Антонио поднимается по поскрипывающей деревянной лестнице в свою спальню, расположенную на втором этаже старого венецианского дома. Он немножко волнуется перед предстоящей службой и в то же время предчувствует грядущий триумф, предопределивший его судьбу, как музыканта.

И вдруг ему приходит в голову, что ступеньки лестницы – это клавиши особого инструмента, по звуку напоминающего не то клавесин, не то орган. И если шагать по ступенькам, будут звучать разные ноты. Увлеченный своим открытием, он медленно поднимается, прислушиваясь к возникающим гармониям, а восходящая мелодия рождающейся арии точно следует его шагу.

Усердно помолившись перед образом Мадонны, Антонио ложится спать, и ария незаметно сменяется сарабандой – загадочным старинным танцем, своим ритмом напоминающим похоронное шествие. Во сне Антонио видит синьору Анну. Степенно, в ритме сарабанды она спускается к нему по лестнице из звезд.


Второе появление темы Руфи – реклама по телевизору. В новостях говорится, что в Вене обнаружено захоронение Виральдини.

Рассказывается история похорон Виральдини в младенчестве – через несколько часов после его рождения повивальная бабка констатировала смерть ребенка… Рано утром небольшая процессия прибыла на маленькое загородное кладбище, чтобы предать тельце земле. Но когда стали засыпать могилу, вдруг из-под земли донесся детский плач – ребенок в гробике оказался живым.


Пиза 1737 г. Репетиция перед премьерой постановки оперы-оратории «Ликующая Руфь». На сцене театра небольшой хор и оркестр, за концертмейстерским пультом Антонио Виральдини, на авансцене Анна Джирони. Нехитрые декорации изображают сельский буколический пейзаж. Влюбленными глазами смотрит Антонио на Анну. Та в ответ благосклонно улыбается ему одними уголками губ. В остальном же лицо ее остается бесстрастным.

Ария звучит в аутентичной манере XVIII века – классично, строго, сдержанно. А в это время в резиденции кардинала Мартини готовятся два указа: один – об отмене всех концертов, и второй – о постоянном запрете аббату Антонио Виральдини въезжать в Пизу с какой бы то ни было целью.

Как известно, постановка оперы-оратории была запрещена, Виральдини вынужден был эмигрировать в Вену, где скончался и был похоронен на кладбище для бедняков.


Москва 2005 г. Концерт «Ла Скала» в Консерватории. Все подступы к консерватории запружены людьми, в зале не протолкнуться – слушатели стоят в проходах, сидят на ступеньках, балкон вот-вот обвалится. В директорской ложе вместе с устроителями концерта с комфортом устроился Вовка. Он лениво обмахивается программкой.

Но тут гул в зале стихает, оркестр настраивает инструменты, на станки поднимается огромный хор. Пожилая конферансье, молитвенно сложив на груди руки с записной книжечкой, торжественно объявляет солистов – среди них сопрано Анна Джильоли – все та же нестареющая примадонна опер Виральдини, благополучно дожившая до наших дней.

Взмах дирижерской палочки, и зал наполняется чистыми звуками арфы и флейты. Постепенно к ним присоединяются все новые инструменты, и вот звучит вся мощь прославленного оркестра. Позади этого звукового великолепия сосредоточенно вздыхает орган. На сей раз это большая симфоническая редакция арии – свободная, мощная, завораживающая. Интересно проследить за изменениями лица Вовки – изумление, заинтересованность, восхищение и наконец полный восторг к концу арии.

Бешеные овации и море цветов.


Несостоявшееся выступление. Некий итальянский театр, 2005 г. После того, как монах Сальватор открыл шкатулку с Гиперборейским Зеркалом – талисманом, убивающим дьяболину, – Анна переносится на сцену. Звучит вступление арии, но Анна не может петь. Пиццикато струнных стихает, инструменты по очереди выключаются, умолкает последняя зазевавшаяся скрипка. И в наступившей тишине Анна начинает стареть. В течение нескольких секунд она превращается в старуху и рассыпается в пыль. Взрываются все плафоны и люстры в театре, во все стороны летят осколки, публика в панике.


На финальных титрах звучит кроссовер-версия арии – осовремененная, с жестким ритмом.

[Вернуться]

Тайна старых рельсов

[На главную]